Кому в действительности служит дизайн?

6 августа 2013 г.

Добро пожаловать в "самое лучшее" новое общественное место в Канаде! Можно даже подумать, что люди настолько им гордятся, что не хотят его испортить посещая его. Фотография: Фред Кент

Как сказал Джанкарло де Карло, "профессионалы выступают против участия [других людей], поскольку это участие разрушает мистические привилегии профессии, раскрывает профессиональные секреты, обнажает некомпетентность, многократно увеличивает ответственность и конвертирует частное в общественное".

Во время своего недавнего визита в Торонто я посетил Шербурн Коммон [Sherbourne Common] - прибрежный парк созданный архитектурным бюро Филлипс Фареваг Смалленберг [Phillips Farevaag Smallenberg]. Во время прогулки по этому парку вас можно было бы простить за мысль о том, что в действительности вы гуляете по нетронутому скульптурному саду элитного музея. Все в этом парке расположено таким образом, что моментально создается очень неприветливая атмосфера, которая, к тому же, совсем не учитывает того, как люди хотят пользоваться местом общественного назначения. С первых же минут пребывания я нисколько не сомневался, что нахожусь в парке, уже успевшим получить какую-нибудь награду за "дизайн". И в самом деле, ранее в этом году Шербурн Коммон получил национальную премию National Honor Award канадского общества ландшафтных дизайнеров - высшую канадскую награду в области ландшафтного дизайна.

Что-то совершенно неправильно с системой, в которой такое место, как Шербурн Коммон считается достойным такой похвалы. Это место, где компоненты игрового оборудования разделены огромными участками травы и тротуаров, разводя по разные стороны различные виды игр и нейтрализуя при этом их возможности по развитию детского воображения.

Мне было болезненно наблюдать за горсткой детей, пытающихся играть на бессмысленных полосках гравия и бетонной лестнице. Можете себе также представить нелепо стоящие одинокие качели; в удалении - через перемежающиеся ряды гальки и камней - своего рода "скульптурное" игровое оборудование и в довершение ко всему затравленные родители, пытающиеся следить за своими детьми, которые метаются между этими отдаленными друг от друга произведениями искусства.

Давайте пойдем на детскую площадку и будем играться на двадцатиметровом удалении друг от друга! Именно этим и заняты оба родителя со своими детьми на нелепо организованном игровом пространстве парка Шербурн Коммон.

Дорожки прерываются хаотично расположенными живыми изгородями и каналами, создавая ненужные преграды. Стена зеленых насаждений предполагает тщательную экологизацию пространства, служа при этом некой непонятной экологической цели. Однако на самом деле эта стена всего лишь прикрывает факт неудачного создания удобного пространства для людей.

Зона "городского пляжа" - идея удачно реализованная в таких городах как Нью-Йорк, Париж, Роттердам и Берлин - это упущенная возможность в данном проекте, громкий провал которой обязан чрезмерному дизайну.

Разница с парком Дафферин Грув Парк [Dufferin Grove Park], еще одной остановкой в этом моем путешествии (а также во многих других моих путешествиях) просто ошеломляющая. Дафферин сочетает разные виды деятельности и типы пространств: тихие рощи, шумные детские площадки, костры, фермерский рынок, и одну из самых удивительных песчаных ям, которую только можно найти! В отличие от посетителей парка Шербурн Коммон, большинство из которых выглядели смущенными или просто потерянными, люди в Дафферин Грув сияли от удовольствия. Без всякого сомнения, это одно из самых лучших мест, которые я посетил.

Естественно, что парк Дафферин Грув не получил ни одной крупной награды за свой дизайн. Вообще-то он даже не был спроектирован в сегодняшнем понимании этого слова, однако он чрезвычайно ухожен. Я очень много размышлял над такими вопросами: "Как люди хотят использовать это пространство" и "Как посетители парка могут принимать участие в его постоянном улучшении"? Следует признать, что управляющие парком приложили немало усилий для создания общественного места, привлекающего самые широкие слои населения: и стар и млад, и людей, которым требуются тишина и покой и людей, нацеленных на активный отдых.

Друзья и семьи загорают на солнце рядом с рынком в парке Дафферин Грув / фотография: Габриель Ли (получено через Flickr).

Профессиональные дизайнеры получили полную свободу по созданию абсолютно недействующей системы поощрения самых лучших и самых ярких работ с разрушительными результатами для наших общественных мест. Комитеты по награждению всегда состоят из коллег, людей с "правильным" образованием, могущих отличить хороший дизайн от плохого. Будут ли члены комитета пользоваться этими местами или нет, уже не важно. Они создатели вкуса, а не общественных мест.

Поэтому очень часто современный дизайн скорее призван удовлетворять требованиям коллег, но не людей, которые, собственно говоря, и будут определять может ли новое пространство получиться отличным общественным местом: это именно те люди, которые будут здесь встречаться, играть и общаться. Странно, но именно соответствие самым высоким требованиям программы сертификации LEED (Leadership in Energy and Environmental Design - лидерство в области энергетического и природоохранного дизайна) является поводом для гордости, но не сама общественная жизнь (кстати хотелось бы отметить, что эти самые высокие показатели LEED должны быть поводом стыда для тех архитекторов, которые их не достигают, а не поводом гордости для тех, кто их достигает).

При этом давайте не дадим себе увязнуть в вопросах стиля! Очень часто попытки начать содержательную дискуссию о провале большей части современного дизайна делу служения людям отодвигаются архитекторами и дизайнерами на второй план, которые при этом твердят об атаке непосвященных на "хороший дизайн" и современную эстетику. Однако это не совсем так. Эстетика субъективна, а вот использование - нет. Самый главный вопрос, который нужно задавать при определении успеха или неуспеха любого общественного места: пользуются ли им люди? Они улыбаются? Они счастливы? Хвалятся ли они тем, как они любят это место перед своими друзьями в других городах (а не тем, сколько наград оно получило).

Это и есть настоящая трагедия современного дизайна: он настолько разрежен, что удаляется от простых граждан и увековечивает миф о том, что архитектура и планирование не для простых людей.

Одинокая качель с видом на упущенную возможность / фотография jennyrotten получена через Flickr.

Вовлечение общества в формирование мест общественного пользования принесет пользу не только людям и районам их проживания благодаря развитию социального капитала. Это вовлечение также принесет пользу дизайнерам, поскольку то, что они делают, станет неотъемлемой частью священного процесса создания общества вместо простого осуществления дорогих проектов. Дизайнеры обладают обширными познаниями, которые могут иметь огромное значение. Однако это произойдет лишь тогда, когда эти знания будут использоваться на благо граждан - и при озвучивании их ежедневных потребностей, и при создании мест общественного назначения, реагирующих на потребности микрорайонов, в которых они находятся.

Источник

Сбор регулярных пожертвований в Томск
Собрано 803 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему