Украинские троллейбусы: зрада чи перемога?

22 декабря 2018 г.

В октябре мы писали о состоянии дел с электробусами в разных странах. А что происходит у наших украинских соседей?

Как и в России, практически во всех крупных городах Украины к моменту распада Советского Союза были троллейбусные системы. Но не только — были и троллейбусные системы в городах с населением менее 50.000 человек – Покровске (ранее Красноармейск), Торецке (ранее Дзержинск) и в Углегорске (все они находятся в Донецкой области), что встречается достаточно редко. Впрочем, ни одна из вышеназванных систем не дожила до наших дней: дольше всех держалась троллейбусная система Углегорска, которая состояла из 10 километров контактной сети и 4 троллейбусов, но и она прекратила существование в августе 2014 года из-за уничтожения инфраструктуры в результате боевых действий. А из городов с населением более 100.000 человек, троллейбус был закрыт только в Стаханове, который сейчас находится на неподконтрольной Украине части Луганской области.

Углегорск, ЗиУ-682В № 2

В то же время, в нашей стране троллейбус был полностью ликвидирован в семи региональных центрах – Кургане, Тюмени, Благовещенске, Архангельске, Владикавказе, Липецке и Астрахани, а также в Каменце-Уральском, который не является столицей региона, и в городе Шахты Ростовской области, где система была незавершённой. Во многих городах существенно сократилась маршрутная сеть.

В Украине наиболее частая картина, которую можно видеть, — нехватка подвижного состава, из-за чего в большинстве городов большая часть пассажирских перевозок приходится на маршрутки. Но есть и успешные случаи развития электротранспорта, качественно улучшающие уровень сервиса, что может быть хорошим примером и для российских городов.

Краматорский электробус

В Краматорске были приобретены троллейбусы с автономным ходом до 20 километров «Днепр-203». А месяц назад был открыт новый маршрут, часть трассы которого проходит по участку без контактной сети, что позволяет расширить маршрутную сеть до района города, где раньше вовсе не было общественного транспорта, кроме маршруток. Сейчас на маршруте №7 работают первые 4 электробуса, что позволяет обслуживать его с 20-минутными интервалами.

При этом в планах у руководства города на 2019 год — открытие электробусных маршрутов и в другие части города. Очевидно, что сейчас в Краматорске ситуация с общественным транспортом далека от идеального – есть проблемы вроде дублирования маршрутов на основных трассах, конкуренции маршруток с полноценным общественным транспортом и других, типичных и для российских городов. Появление электробусов, может, и не решит их, но это серьезный шаг для развития городского электротранспорта.


Львовский электробус – единственный и пока неповторимый

Картинки по запросу львов Электрон Е-19

Еще раньше, чем в административном центре Донецкой области, электробус появился в столице Галиции в 2015 году, когда город купил электробус «Электрон Е-19» с зарядкой в депо, произведённый местным предприятием «Электротранс». Но, несмотря на заявления о преимуществах электробуса, он не начал производится серийно, и машина, купленная 3 года назад пока остается единственной в своем роде, а город приобрел в лизинг 150 автобусов большой вместимости. При недостатке подвижного состава это – необходимая и правильная мера, а с электробусом пока воз и ныне там, несмотря на декларируемые планы по заказам этого транспорта.

Одесса: белорусский «бег к морю»

В Одессе мы наблюдаем достаточно интересную ситуацию с городским электротранспортом. Здесь к началу 2017 года было около 150 работающих троллейбусов, подвижной состав обновлялся, но недостаточно.

Это единственный город в Украине, где работают троллейбусы «Мегаполис» российского производства – 16 экземпляров этой модели были поставлены в 2009 году, причём, в отличие от «Мегаполисов», которые поставлялись в Москву в тот же год, одесские были оборудованы кондиционерами, в московских же вентиляция была исключительно естественной.

Одесса, Тролза-5265.00 «Мегаполис» № 3009Одесский "Мегаполис" 2009 года выпуска

Позже, в 2013 году Одесса приобрела партию подержанных троллейбусов «Шкода» из Чехии для замены ветхих троллейбусов еще советского производства, а в 2016 тендер на поставку троллейбусов в город выиграла корпорация «Богдан», и сейчас 10 машин этой марки работают на маршрутах. На следующий год Одесса воспользовалась программой Европейского банка реконструкции и развития по обновлению городского электротранспорта, взяв кредит под покупку новых троллейбусов, тогда тендер на поставку троллейбусов выиграл белорусский завод «Белкоммунмаш», предложив 47 одиночных троллейбусов «БКМ-321». Все они в настоящее время уже работают на маршрутах.

Одесса, БКМ 321 № 0007


Кременчуг: купили новые троллейбусы, а «ездить» купили?

Кременчуг стал вторым городом Украины, который воспользовался кредитом ЕБРР для обновления троллейбуса. Здесь тендер на 40 троллейбусов выиграла корпорация «Богдан». Часть из них уже прибыли в город и работают начали обслуживать городские маршруты, а жители за характерную окраску прозвали новые троллейбусы «гранатовыми».

Кременчуг, Богдан Т70117 № 012

Но эти гранатовые троллейбусы в Кременчуге точно так же стоят в пробках, как и их более старые «коллеги», поэтому вместе с масштабной закупкой нового общественного транспорта нужно заниматься ограничением автомобилизации, чтобы сократить пассажирам время поездки, размещением навигации на остановках, а также созданием билетного меню, которое предусматривает безлимитные проездные на определенный срок и билеты с пересадкой без двойной оплаты. Таким образом, крупная закупка, которая предусматривает не только передачу транспортных средств, но и их обслуживание, а также развитие инфраструктуры – безусловно, шаг вперед в стратегическом планировании городского транспорта, что не отменяет недостаток комплексного подхода к транспортному планированию в городе.

Винницкий троллейбус – успешный пример развития электротранспорта


По данным за 2016 год на электротранспорт приходилось почти ¾ поездок. Безусловно, основная часть пассажиропотока приходится на трамваи, но троллейбусы тоже важны для транспортной системы города. Их популярности способствует и то, что линейный транспорт находится в хорошем техническом состоянии, и в отличие от многих городов Украины, там практически не встречается ветхих машин, которые работают на маршрутах. Большая часть рабочих троллейбусов ЗИУ-9, самые старые из которых 1984 года выпуска, но своевременный ремонт и качественное обслуживание позволяет им оставаться в до настоящего времени в нормальном состоянии. Также, в троллейбусном хозяйстве Винницы имеется несколько троллейбусов ЮМЗ и низкопольных ЛАЗ, а в 2014 году были закуплены 40 троллейбусов «Богдан», что позволило существенно обновить парк, намного повысить качество городского транспорта и довести количество линейных троллейбусов до более чем 100, что больше, чем во Львове, который в два раза превышает Винницу по численности населения, и значительно больше, чем в соседних Житомире и Хмельницком, которые сопоставимы с ней по размерам.

Заключение

В целом, в настоящее время городской электротранспорт в Украине сохранился в большинстве городов в состоянии, которое позволяет при не очень больших вложениях построить систему, которая позволяет предсказуемо и комфортно перемещаться по городу, а в некоторых городах развивается очень даже хорошо. С другой стороны, отсутствие мер, ограничивающих автомобилизацию (платных парковок, выделенных полос), и недостаток комплексного планирования не позволяют в полной мере реализовать потенциал троллейбуса как вида транспорта. Поэтому для серьёзного улучшения городского транспорта нужно не только обновлять подвижной состав, но и качественно улучшать весь сервис — размещать навигацию на остановках, вводить электронный билеты и полноценное меню, а главное — отдавать приоритет на улице. Тем не менее, масштабное обновление подвижного состава и заключение контрактов не только на покупку, но и на модернизацию инфраструктуры и сервисное обслуживание — важный шаг для развития троллейбусов в Украине и хороший пример для российских городов.


Обзор подготовил Антон Аптекарь. Фото с сайта «Городской электротранспорт». Поддержим:


Сбор регулярных пожертвований в Томск
Собрано 803 из 25 000 рублей

Еще статьи на эту тему